Карпятники проводят много времени в тревожных рассуждениях о лесках и их влиянии на карпа, которого мы пытаемся поймать. Возможно, эти опасения имеют веские основания, а может быть, нет. В целом я не склонен к сильным волнениям по поводу подобных вещей. Но на протяжении тех лет, что я ловлю, меня не раз удивляло поведение карпа в связи с лесками. Я знаком с людьми, которые идут на крайние меры ради маскировки лески. Некоторые рассказывали, что ждут около получаса, чтобы дать леске утонуть после заброса. Я не настолько терпелив. Я также не очень верю в ловлю с прослабленными лесками. Был период, когда я так ловил, но у меня не сложилось впечатление, что я поймал больше рыб благодаря этому. Кроме того, индикация поклевки настолько слабая, что это неоднократно стоило мне потерянной рыбы. В основном я ловлю с натянутыми лесками, или несильно натянутыми. Мои результаты достаточно хороши, чтобы радовать меня. Люди комментировали мои фотографии, где видно натянутые лески, и спрашивали, почему я так ловлю – будто это что-то странное. Действительно, сейчас ловля с натянутыми лесками стала редкостью. В карпфишинге нет «черного» и «белого». Думаю, существует намного больше факторов, влияющих на поведение карпов и их реакцию на леску, чем мы можем предположить. Погодные условия, прозрачность воды, время суток, глубина – все это оказывает влияние на то, как рыба будет реагировать на наши лески и оснастки.
Между молотом и наковальней Одну из наиболее поразительных ситуаций мне пришлось наблюдать на озере Онтарио в Канаде. Это одно из самых больших пресноводных озер в мире. Карпа было очень сложно найти. Но мы нашли их на окраине большой пристани для яхт. Они были абсолютно наивными и дикими, с уверенностью я могу сказать, что раньше их никто не ловил. Справа от меня был большой валун, вершина которого находилась на глубине от 30 до 50 см от поверхности воды. Он чем-то напоминал обеденный стол. Я насыпал туда кукурузы, спустя короткое время приплыли несколько рыб и подобрали всё.
Я решил, что поймать их будет очень просто. Расположил на валуне оснастку из материала в оплетке с 6-м крючком, насадку-снеговик и начал ждать поклевки. Рыба скоро вернулась. Но как только она приближалась к насадке, в последний момент она разворачивалась и уплывала. Это произошло еще два или три раза. Я сменил насадку на кукурузу, но снова рыба даже не пыталась попробовать поднять ее. Через несколько часов я установил единственное зерно кукурузы в качестве насадки и уменьшил размер крючка до 8 размера. Поводок из монолески в разрывной нагрузке 8 фунтов. И все равно никакого эффекта. Я был очень удивлен и расстроен тем, что произошло. Но я не стал останавливаться, обильно прикормил место на вершине валуна с мыслью о том, чтобы вернуться на следующее утро (я ловил только днем).
Поклевка через 2 минуты
На следующее утро в 7 часов я вернулся. На валуне не осталось ни одного зернышка кукурузы. Но рыба держалась в это время глубже, так что я расположил насадку на склоне валуна на глубине около 1,5 м. Я мог видеть только тени рыб, которые находились там. Не прошло и двух минут, как вершинка удилища изогнулась и шпуля начала вращаться. Скоро у меня в подсаке оказался первый карп. Было ли это случайностью? Определенно нет, так как каждый раз, когда я перезабрасывал оснастку через короткий промежуток времени происходила поклевка. Вдруг эти рыбы показали себя простыми и наивными – такими, как я и думал, они должны быть. К 12 дня я уже не хотел больше ловить. В чем же было дело? Без сомнения, просто в том, что на небольшой глубине они могли ясно видеть оснастку и знали, что что-то не так. И хотя их раньше не ловили, им было присуще это врожденное чувство опасности. Но в темных глубинах они просто не могли различить оснастку, и попадались каждый раз. У меня вызывает улыбку, когда люди говорят, что рыбы в определенных водоемах действительно умны. Они обосновывают это тем, что наблюдали за своим прикормленным местом с дерева и увидели, что рыба подобрала весь корм, а насадку оставила. Действительно ли это рыба так умна, или просто лучше видит, чем в других водоемах? Конечно, все разнится от водоема к водоему. Одиночные пики в результате задетой лески – то, с чем мы все сталкиваемся. Но кто их производит: рыба, которая не увидела наши лески, или они ее просто не волнуют?
На озере Mayfield недалеко от моего дома одиночные пики – показатель того, есть ли рыба в моем секторе вообще. Если они начинались, то это означало, что вскоре будет поклевка. Если же в течение часа таких одиночных сигналов не происходило, то это было для меня знаком перемещаться. Для меня это говорит о том, что рыба не очень беспокоится по поводу наличия лесок в воде.
Лески как барьер Озеро Rainbow на юге Франции в основном имеет довольно мутную воду. Карпы сделали ее такой, постоянно роясь на мягком илистом дне. Но это один из тех водоемов, где имеют значения разные аспекты, касающиеся лесок. Иногда получение «одиночных пиков» означает, что в вашем секторе есть рыба, так же, как на водоеме Mayfield. Но за годы рыбалки там некоторые наблюдения убедили меня в том, что рыба точно знает, где находятся лески, и это, без сомнений, влияет на ее передвижение. Сектора 11, 12 и 14 покрывают одну длинную полосу воды. Но только один раз я ловил в секторе 14. Я поймал несколько рыб. Наблюдая за водоемом, я заметил, что рыба постоянно показывается перед сектором 11. Лески 12-го сектора находились как раз между мной и рыбой. Похоже, рыба просто не хотела плыть через лески, что очень расстраивало. А поклевки в 12-м секторе в основном происходили на правые удилища. В середине дня рыболовы из 12-го сектора решили вымотать снасти и отправиться в магазин. Они отсутствовали всего пару часов, но в течение этого времени я наблюдал активное движение рыбы. Они проплывали через 12-й сектор и останавливались передо мной. После этого я ежедневно начал стабильно ловить.
В том участке есть несколько бровок, и глубина понижается с 4,5 до 6 м между бровками. С учетом, что леска в диаметре не более полумиллиметра, кажется удивительным, что она должна останавливать рыбу. Но несомненно случилось именно это. Могли ли они видеть леску в мутной воде? Или они каким-то образом ощущали, что там что-то есть? Может, натянутые лески давали какие-то вибрации или что-то подобное, что мог обнаружить карп. В любом случае, бесспорно, что они начали двигаться, как только лески из воды исчезли.
В ту же поездку я расположил свое левое удилище в канале между несколькими островами. Рыболовы из 16 сектора слева от меня ловили там же недалеко от меня. Мы оба ловили, а рыба приходила в ту зону через большой канал, который ведет в другую часть озера. В одну ночь у нас обоих перестало клевать. Я спросил, стали ли они делать что-либо иначе. Рыболов ответил, что завез одно удилище дальше по каналу. Сейчас этот канал имеет 20 метров ширины и 2 метра глубины, но этого было достаточно, чтобы остановить рыбу. Рыболов переставил свое удилище назад и мы снова начали ловить. Подобные ситуации происходили и с другими рыболовами на протяжении всех этих лет.
Это стало причиной того, почему рыболовы стали больше пользоваться оснастками с «бутылками-поплавками». Так называемый «баттл-риг» – это увеличенная версия поплавочной оснастки, когда леска остается на поверхности, а потом уходит под прямым углом к крючку от поплавка. В начале ее применяли для того, чтобы поднять леску над корягами или бровками на мелководье, но потом люди стали замечать, что с использованием поплавков в целом у них значительно увеличивалось количество поклевок. Это происходило просто потому, что леска убиралась с пути рыбы. Люди озвучивают сомнения по поводу лески, которая напрямую опускается к оснастке. Но мне кажется, что рыба натыкается на нее значительно реже, чем на леску, которая идет горизонтально от вершинки удилища до оснастки.
Чистое мышление на озере Сен-Касьен
Ситуация, которая может спутать все карты – это рыбалка на озере Касьен. Вода там большую часть времени кристально чистая. Поэтому логично предположить, что маскировка лески имела бы первостепенное значение. Но похоже, это не так. Я терял там много рыбы из-за большого количества небольших коряг на дне. Я справился с этим, используя поплавки сзади на леске, чтобы поднять ее надо дном. Расположить леску у самой поверхности, как на Rainbow, там невозможно из-за лодок. Поэтому поплавок должен находиться настолько далеко от поверхности, насколько возможно. Я нырял на шестиметровую глубину и смотрел, как выглядит леска от грузила и до поплавка. Честно говоря, она выделяется, как бельмо на глазу!
Уменьшает ли это количество поклевок? Нет. Я получаю столько же поклевок, сколько при ловле с леской, прижатой ко дну. И поднятие лески точно помогает мне в плане успешного вываживания. Это заставляет меня задуматься о том, не переоцениваем ли мы возможности карпа? Может, он не может связать воедино наличие лески в воде с оснасткой и насадкой на дне. Одно ясно: карповая ловля явно не испытывает недостатка в противоречиях.
Время суток?
Есть еще кое-что, о чем нужно сказать: это время суток и освещенность. Без сомнения, есть периоды в течение дня, когда рыбу поймать проще. Мы обычно называем это время «временем активности», но все ли так просто?
Ловля с поверхности – простой пример. Во многих ситуациях рыба будет брать прикормку с поверхности в течение всего дня, но с легкостью избегать насадки. Иногда кажется, что их невозможно поймать. Но в течение часа мы вдруг ловим две или три рыбы. Они просто потеряли осторожность или условия изменились, и они не смогли легко заметить оснастку? Уверен, что в этом есть большая доля истины. Перенесите эту идею на донную ловлю. Мы все знаем, что есть время, когда клюет лучше: например, раннее утро, вечер или ночь. Это рыба питается более активно, или они питаются постоянно, но в это время им сложнее найти оснастку? Может, время активности на дне и на поверхности – это по факту то время, когда оснастка является наименее заметной?
Формирование связи
ли это мешает нам ловить? Я видел, как карп пугался, увидев леску в воде. Потом я наблюдал, как лески пугали лысух и уток, но это не останавливало их перед тем, чтобы нырнуть под воду за нашей приманкой. Так что я не уверен в том, что карп или птицы связывают в одну логическую цепочку эти две вещи. Это одна из причин, почему я смело ловлю с натянутыми лесками. Но сама оснастка – это абсолютно другая тема.
Ловля на дне дает намного больше возможностей. Например, я бы и не подумал использовать плетенку в оплетке при ловле с поверхности, а при донной ловле – даже не сомневался бы в ее применении. Много людей утверждают, что нужно заставить карпа активно питаться, и это сделает их менее настороженными. Я наблюдал такие ситуации. Но мой опыт на озере Онтарио говорит о том, что это не всегда возможно.
Определенно, что важность маскировки оснастки прямо пропорциональна степени прозрачности воды. Этот момент со всей ответственностью учитывает Nash при производстве серии Diffusion. Демонстрации лидеров Diffusion на выставках всегда вызывают у меня интерес. Их почти невозможно увидеть на глубине всего несколько сантиметров. В контексте маскировки это лучший элемент оснастки, который мне приходилось видеть.
В этом году я ловил на одном из водоемов в Германии. Его вода была настолько прозрачна, что я мог видеть свои монтажи на глубине 6 м. Я не поймал рыбу с применением своих традиционных оснасток. Но мой друг поймал, применяя флюорокарбоновый поводок. Так что вот один из случаев, когда маскировка оснастки критически влияет на результат.
Яркая насадка обманула эту рыбу, но имел ли здесь значение и прозрачный флюорокарбоновый поводок?
Это увлекательный вопрос, который никто из нас не понимает полностью. Обычно мы учитываем наши человеческие ощущения, чтобы решить, что поможет нам поймать больше рыбы. Но более логичным кажется, что рыба не ощущает и не видит вещи так, как мы. Мы хотим поймать больше, а карп хочет избежать поимки. Эта борьба всегда продолжается, и она заставляет нас продолжать думать. Но, как обычно, нам еще очень многому предстоит научиться.